Почта:

Пароль:

Запомнить меня
Напомнить пароль

Интервью с легендарным Стивом Мак-Карри: о фотографии, глобальных изменениях и жизни

Главная / Статьи / Интервью
За свою 30-ти летнюю карьеру Стив Мак-Карри объездил много стран, добираясь до самых отдаленных мест планеты и создавая по-настоящему легендарные фотографии. Его снимок “Афганская девочка” признан одним из самых узнаваемых на планете. В сентрябре вышла книга фотографа: “Нерассказанное от Стива Мак-Карри: истории, стоящие за фотографиями”. А не так давно он стал членом группы профессиональных фотографов “SanDisk's Extreme Team Legends”. Несмотря на занятость, Стив нашел время, чтобы поделиться своими мыслями об изменениях, которые уже произошли в мире фотографии, или только ожидают нас.
07.11.2013
Photonews
Вы вынашивали свою книгу годами и потратили много сил, чтобы она наконец- то увидела свет. Как вам кажется, сейчас выпустить книгу легче, чем раньше?
 
Я не думаю, что что-то сильно поменялосья не думаю, что что-то сильно поменялось, просто сам процесс отбора материала стал другим. Если пару десятков лет назад главенствовал принцип "что проявил, из того и выбирай", то с появлением компьютера стало возможно почти сразу же увидеть результаты своей работы на экране. Стало больше возможностей для выбора, но в остальном всё осталось по-старому.
"Афганская девочка"
В 1984 году Стив Маккарри отправился в пакистанский лагерь для беженцев, скрывавшихся от ужасов войны в Афганистане. Там он встретил 13-летнюю девочку с необычайно выразительным глазами, фотографию которой вы видите перед собой. В 1985 фотография "Афганская девочка" появилась на обложке National Geographic. Все эти годы фотографу постоянно задавали вопросы о судьбе девушки, и он, в попытках отыскать ее, возвращался в Афганистан 10 раз. Наконец, Шарбат Гула (именно так ее звали) отыскалась - неподалеку от своей родной деревни рядом с пакистанской границей. Вскоре после того, как был сделан снимок, Шарбат вышла замуж и родила 4-х детей. 
 
Многие фотографы говорят о главном изменении в мире фотографии - сейчас каждый день в социальные сети загружается огромное количество низкокачественных снимков. Как вы думаете, влияет ли это на наше отношение к фотографии как к искусству? 
 
Теперь люди фотографируют чаще и больше, но, на самом деле, мы всегда были окружены огромным количеством снимков. 40 или 50 лет назад были очень популярны газеты и журналы, и вряд ли фотографии в них можно было назвать высокохудожественными. Сейчас им на смену пришли Instagram, социальные сети, интернет. Это вполне закономерная эволюция. 
 
"Процессия монахинь", Бирма
 
"Дети и заброшенная лодка", Бирма
 
Как это повлияло на жанр документальной фотографии, в котором вы работаете? 
 
Бывали времена, когда лишь немногие могли отважиться выехать за пределы родного дома специально для того, чтобы сделать фотографии близлежащих поселков, городов и штатов. 50 лет назад путешествовать было намного труднее, а порой даже невозможно. Люди не собирались выезжать за границу ради хороших снимков. Теперь для многих вполне реально отправиться в Кению, Бразилию или Новую Зеландию. Человек уже побывал практически в каждом уголке мира. Мира, который меняется очень быстро. Возьмем к примеру Индию. Нас уже ничем не удивишь - все видели Тадж Махал. Что еще можно сказать об этом шедевре архитектуры? С какой еще стороны его можно изучить? Как еще его можно изобразить? Теперь нужно копать глубже и искать неизведанные грани. Это действительно сложно.
 
"Буря", Раджастхан, Индия
 
"Поезд на фоне Тадж-Махала", Индия
 
Как вы выбираете места для съемки? 
 
Я отправляюсь туда, где мне интересно. Я люблю бывать в уже знакомых местах, чтобы открывать для себя их новые стороны. Очень хотелось бы отправиться в Иран. Мое любопытство подсказывает мне, что это очень хорошее решение.  
 
"Монахи под дождем", Комбоджа
 
Каким образом вы исследуете выбранные вами места?
 
Очень важно не зацикливаться на желании изучить и увидеть абсолютно все. Не стоит также иметь завышенные ожидания - нужно видеть красоту в том, что есть. Если вы очень много читали или слышали о каком-то городе или какой-то стране, это накладывает отпечаток. Вы начинаете воспринимать действительность предвзято, и потом вас может постигнуть разочарование. При этом все же нужно понимать, что происходит в стране вашего назначения. Вы не можете поехать в Либию, Сирию, или, например, Афганистан, не зная ничего о ситуации в стране. Отправляясь в Непал, Африку, или отдаленные части России, также неплохо было бы познакомиться с культурными особенностями и обычаями этих стран. Со временем вы научитесь чувствовать “свои” места.  
 
"Семья", Карелия, Россия
 
Кажется, вас влекут перемены. Вы как будто специально выбираете страны, в которых происходят социальные и культурные сдвиги. Чем они вас так манят? 
 
Движение - неотъемлимая часть жизни. Для меня сам процесс жизни и смерти невероятно привлекателен. Что-то исчезает, а что-то остается на века. По-настоящему важно помнить, кто мы есть и кем мы были. Именно поэтому я люблю сравнивать свои старые и новые работы - я вижу, как изменился я сам.
 
"Слон и читающий человек", Таиланд 
 
"Бег на закате", Эфиопия
 
В центре ваших фотографий - живые люди. Изменились ли отношения фотографа и модели с распространением фотографии по всему миру? 
 
Мне кажется, люди стали гораздо подозрительнее. Теперь почти все знают, что такое модельный релиз. Но я никогда не заключал договор с моделями - это рекламное и коммерческое соглашение, а я не хочу иметь с этим ничего общего. Но современные люди хотят знать, зачем их снимают, где появятся фотографии, буду ли я или они иметь со снимков какую-то прибыть. Тоже самое касается детей: 20 или 30 лет назад сфотографировать ребенка в парке было гораздо проще, чем сейчас. Родителям нужно объяснять, зачем вам нужна фотография их ребенка. Но лично я не могу сказать, что ощущаю эти изменения на себе. 
 
"Ребенок", Республика Нигер, Африка
 
"Отец с детьми", Афганистан
 
Вы всегда считали, что простая прогулка с камерой - это лучший способ исследовать местность. Вы до сих пор придерживаетесь такого мнения? 
 
Для меня это действительно естественно и привычно. Ты просто приходишь в новый город и говоришь себе “Что ж, давай познакомимся с ним”. Нужно просто бродить по улочкам и наблюдать: будь ты в Париже или в обычной деревне. Искать то, что отзовется в твоей душе.  
Жанр уличной фотографии требует особого состояния мыслей: возможно, это уже стало клише, но вы действительно должны жить моментом, находиться “здесь и сейчас”. Постарайтесь почувствовать вещи такими, какие они есть - уловить звуки, запахи. Когда вы последний раз выходили прогуляться ради самой прогулки, ради того, чтобы почувствовать то место, в котором вы оказались? Также не стоит выходить из дома только ради того, чтобы сделать гору снимков - пусть все происходит само собой, пусть у вас появится подлинное желание запечатлеть тот или иной момент. И не теряйте любопытства к жизни - она действительно удивительна.  Со временем видение мира меняется и привычные вещи можно увидеть с новой стороны. 
Такие культовые личности в мире фотографии, как Анри Картье-Брессон, Андре Кертес, Доротея Ланж или Уолкер Эванс никогда не теряли интерес к окружающему миру. За каждой их фотографией скрывается удивительная история. 
 
"Канал в Венеции", Италия
 
"Святое озеро", Тибет
 
Повлияло ли развитие технологий на вашу работу? 
 
В молодости я проявлял фотографии в темной комнате, пытаясь открыть для себя что-то новое. Это время давно позади. Теперь снимать можно даже в темноте - пленка этого позволить не могла. Мы могли снимать в условиях низкого количества света на треноге или используя освещение, но не могли замедлить происходящее вокруг. Теперь же съемка в 10000 ISO является обычным делом, это огромное преимущество.
В былые времена, если у вас был Kodak Tri-X и вы выжимали на нем 1600 ISO, это казалось невероятным. Теперь мы можем снимать в условиях куда меньшего количества света. Разница очевидна. 
Мы печатали и проявляли свои фотоснимки используя разные уловки: например, вырезали их и развешивали на куске проволоки в темной комнате. На создание одного снимка уходили часы и дни. С приходом компьютеров в нашу жизнь все изменилось - не нужно больше проводить целую вечность в студии, вдыхая химикаты.
 
"Мужчина с поврежденны глазом", Пакистан
 
"Птичий рынок", Афганистан
 
Технику стало сложнее выбирать? 
 
Я стараюсь не слишком зацикливаться на этом. Но я не могу не признать, что развитие цифровой техники стало огромным прорывом. В конце концов важно то, какой снимок у вас получился, а не то, как он у вас получился. Готовая фотография на вашем столе - вот что важно. 
Если бы мы говорили о цифровой фотографии лет 10-12 назад, беседа была бы совершенно другой. Но на сегодняшний день все уже сказано и понятно.
В завершении всего, хочу сказать, что каждый из вас может сделать отличный снимок независимо от того, сколько стоит ваша камера и оборудование. Это как стихотворение - вы читаете его публике и никто не интересуется, написали вы его от руки или напечатали на машинке. Никому не интересно, сколько неудачных вариантов отправилось в мусорное ведро. Сколько снимков вы уже сделали? Это абсолютно не важно. Важен результат. 
 
"Женщины, собирающие клевер", Йемен
 
"Рыбак на озере Инле", Бирма
 
"Повседневная жизнь", Куба
 
"Друзья", Бразилия
 
"Местные жители", Бангладеш
 
"Рисовые террасы", Филиппины
 
"Лодки на море Сулу", Филиппины
 
"Рыночные торговцы на озере Дал", Кашмир



Комментарии /
Дополнительно /
Еще никто не нажал "Мне нравится" :(
Будьте первым: Войдите или зарегистрируйтесь


Новости по теме /
04.10.2014
Мировая звезда из Сиднея: Международный фотограф Джорджес Энтони
05.06.2014
Фотография и рок-н-ролл: Каково это — снимать рок-звезд
16.04.2014
Влюбленный в Африку: интервью со знаменитым фотографом дикой природы Моркелом Эрасмусом
23.03.2014
Интервью с фотографом экстремальных видов спорта Гейбом Л’Эрё
13.03.2014
Дух Албании: интервью с уличным фотографом Жиль Рудье (Gilles Roudiere)